среда, 1 мая 2013 г.

Как СССР в плановом порядке двигался к своему концу



Итак, 1972 год. Брежнев еще здоровый и энергичный, до маразма застоя далеко, Горбачев еще в Ставрополье, о работнике строительного треста Бориса Ельцина, кроме его родных и сотрудников, никто не слышал.

А экономика страны уже в застое. По качеству и эффективности все сильнее уступает американской, чрезмерные расходы растут, объем конечной продукции, особенно для населения - нет.

Глава страны всех критиковал. Единственное конкретное предложение - остановить часть строек, оставив пусковые.

Если директор металлургического завода отвечает, что за I квартал он, может быть, и выполнит план поставок, но в январе он даст только 13% заказа, в феврале – 27%, а в марте – все остальное, как должен работать завод, который имеет такого поставщика? Как выполнять свой план?

Стройке нужен металл такого-то сорта, ему присылают совсем не то, и это "не то" валяется и пропадает, потому что из него строить данный объект нельзя. А по тоннажу поставщик план выполнил и даже премию получил.

По тоннажу металлообрабатывающих станков мы производим столько же, сколько США, Япония и ФРГ вместе взятые, а по числу сделанных из этого металла станков и по их производительности далеко отстаем от каждой из них.

Финляндия производит древесины в 10 раз меньше, чем мы, а выручает валюты от экспорта в 2 раза больше. Это потому, что от нас она уходит в необработанном виде.

На складах скопилось на 2 млрд рублей не ходовых товаров. Это почти равно сумме капиталовложений во всю легкую промышленность на остаток пятилетки.

Проект на строительство КАМАЗа был оценен в 1,7 млрд рублей. Теперь выяснилось, что потребуется еще 2,5 млрд рублей, а потом, может быть, и больше.

Брежнев признал, что мы не можем преодолеть положение, когда предприятиям выгодно обманывать государство, и объяснение этому есть: на стороне количественных показателей и план, и премии, и традиция, и контроль инспекций. На стороне качества – одни только призывы и умные статьи в газетах.

Налаженного, действующего автоматически механизма у нас не имеется, и опять будем нажимать на соцсоревнование, награды, ордена и т.п.

Нет экономических, институциональных методов управления в принципе, только силовые, которые перестают работать, и заменяются призывами. Экономический застой, нет новых идей.

1974 - последний, когда глава государства Брежнев был здоров и искренне хотел развития и изменений. В 1975 году он заболел, промежутки прояснения, по словам автора, становились все короче, а все в стране замкнуто на него. С этого момента застой становится полным.

"В 1938 году мы произвели 120 млн тонн зерна. Это при 173 млн населения. Это, когда в колхозах было всего 250 тыс.. Тракторов (а сейчас много миллионов), и когда там практически не было машин и никакой химии, никаких гербицидов.
В этом же году произведено 165 млн тонн при населении в 265 млн"

Руководство страны стало полностью недееспособным. Автор несколько раз замечает, что Брежнев с 1978 года и Черненко зачитывали свои доклады, иногда не понимая, что в них написано. Более того, в повседневной деятельности они высказывали другие мысли и действовали по-другому.



Как научить российский народ делать современную электронику?

Что не хватает русским для этого? Портативного нейростимулятора мозга доктора биологических наук Юрия Данилова?

Комментариев нет: